SMS игра по теме "Блокадный Ленинград"
Комарова Елена Анатольевна
Описание технологии SMS игрыАктуальность SMS игры
В современном мире мобильная связь, интернет, компьютер являются неотъемлемой частью жизни подростков, многие из которых проводят досуг перед светящимся экраном. В настоящее время в педагогике существует довольно много средств и форм обучения, и хотелось бы, чтобы Интернет из большой игрушки превратился в источник полезной информации для учащихся. Психологи и педагоги стремятся найти положительные стороны работы в сети, и данная технология направляет подростка к получению информации, обучению, к познанию посредством сотовой связи, а также интернета. Обмен короткими сообщениями с помощью телефонной связи – уже давно не новинка, однако как обучающая технология SMS игра в педагогических публикациях не встречается. Федеральные государственные образовательные стандарты подчеркивают деятельностный характер обучения, ставя главной задачей – развитие личности ребенка, поэтому ведущее место в методике преподавания начинают занимать технологии.
Технология - это система совместной деятельности учителя и ученика по проектированию, организации, ориентированию, коррекции образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий для участников процесса. Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования, эффективно используя учебное время, снижая долю репродуктивной деятельности учащихся.
SMS игра соответствует условиям ситуации, описанной выше. Возможности данной технологии SMS игра позволяет
• расширить рамки образовательного пространства
• избегать однообразия в образовательной среде, монотонности в самостоятельной работе
• дает возможность учитывать индивидуальный уровень подготовленности учащихся, их разные возможности
Направленность данной технологии SMS игра
• развивает интерес, стремление к самообразованию, развивает учебный потенциал ребенка
• формирует коммуникативную компетентность
• формирует положительную мотивацию к учению
• развивает навыки анализа и критического мышления
• развивает умение работать с информацией (анализировать, сортировать ее, выявлять ключевые моменты, выбирать оптимальное решение, сжимать и обобщать)
• развивает умение устанавливать причинно-следственные связи
• формирует навыки самостоятельной работы
• формирует презентационные умения
Характеристика данной технологии
По области применения SMS игра – интеллектуальная игра
По характеру педагогического процесса – познавательная технология
По содержанию – предметная или интегрированная
По игровой среде – телефонная
Продолжительность – 1-2 дня
Аудитория – учащиеся средней и старшей школы
Я вижу применение данной технологии на предметах гуманитарного цикла (история, литература), т. к. материал данных дисциплин позволяет устанавливать причинно-следственные связи между событиями, литературные персонажи и герои истории обладают разными чертами, что обеспечивает свободу выбора ответа, возможность обращать внимание на то, что наиболее близко ученику.
Описание технологии на примере игры, посвященной теме «Блокадный Ленинград»
1 этап подготовительный
Учитель, изучив материал, выбирает несколько значимых дат, связанных с конкретным событием. Каждое событие должно иметь определенную причинно-следственную базу, т.е. должны быть события предшествовавшие выбранному и последовавшие за ним. Мною были выбраны даты 08.09.42, 20.11.41, 07.01.42, 07.02.43, 27.01.44 и разосланы 10 учащимся моего класса.
2 этап – запуск игры
Учащимся объявляется о начале игры и ее теме. На телефоны игрокам присылается SMS сообщение с датой и вопрос – ЧТО?
3 этап -- ход игры
Игроки присылают учителю ответы, в случае правильного ответа они получают следующий по очереди вопос, касающийся этого события – ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? ( в зависимости от специфики предмета и изучаемой информации вопросы могут варьироваться - КАКОЙ?, КОГДА?, ГДЕ?) после правильных ответов на все вопросы, учащимся предлагается найти фотографию, схему, таблицу, иллюстрирующую данное событие.
4 этап – создание презентации
В качестве последнего задания учащиеся, используя собранную информацию, создают презентации из 3-5 кадров и готовятся рассказать о событии на классном часу.
5 этап – демонстрационный
Игроки рассказывают о событиях войны
08.09.41 - замкнуто кольцо блокады вокруг города
20.11.41 – норма хлеба снижена до 125 г
07.01.42 -- начало Любанской операции
07.02.43 – прибытие первого поезда с Большой земли
27.01.44 – снятие Блокады
Остальные ребята, не принимавшие участия в игре, оценивают выступления. Т.к. одна и та же начальная дата могла достаться двум участникам, то возможен соревновательный элемент на последнем этапе.
Заключение
Несколько замечаний по поводу написанного.
Почему именно SMS? Предложенная форма современна, не вызывает у подростков отрицательных эмоций, скорее, наоборот, она им интересна. Но, что более важно, данная форма игры, ставит детей в финансовую зависимость писать небольшие сообщения, а значит, обобщать материал, и более качественно искать информацию, чтобы дать правильный ответ с первого раза. Моим детям подобные игры очень нравятся, они проводятся по литературе и русскому языку, а также по общим знаниям в системе воспитательной работы. К составлению и организации игр можно привлекать всезнаек класса, так они больше смогут самореализоваться.